Май – самый мистический месяц в году. Именно 1 мая в Вальпургиеву ночь ведьмы всего мира слетаются на Лысую гору. И именно в Киеве стоит самая знаменитая из славянских гор, да не одна... И май – самый нежный месяц весны – лучшее время, чтобы прогуляться по ним. Тем более что многие из мистических «лысин» красуются в самом центре Киева Начало всех начал Существует красивая легенда. Землю опоясывает змея, кусающая сама себя за хвост, – символ вечности и бессмертия природы. Место ее укуса находится на легендарной Лысой горе. А гора стоит в Киеве... Впрочем, знатоки Вечного Города насчитывают ровно тринадцать Лысых гор. Официальные справочники, от дореволюционных до советских, упоминают четыре. А современные мистики до сих пор спорят, какая из них самая-самая настоящая. Но, как по мне, считать нужно сначала... А начался Киев с горы Старокиевской, на которой стоял некогда славный град князя Кия, а ныне стоит музей истории Украины и камень с надписью: «Откуда есть пошла земля русская». Тысячелетия назад вся великая Русь и впрямь спустилась с этой невеликой горы. Быть может, поэтому история киевского лысогорья неотделима от истории Древней Руси. Старокиевскую тоже заносят в перечень «лысых». Тем паче, что в эпосе об основании Киева фигурирует та же змея, точнее киевский Змий. Дабы поселиться здесь вместе с братьями Щеком, Хоривом и сестрою Лыбедью, Кию пришлось отвоевать землю у архаичного чудища. Победив его, князь впряг Змия в плуг и вспахал на нем землю – так и появились легендарные киевские Змиевы валы. Правда то или предание, но Старокиевская считается местом мистическим. И уже не легенда, а летопись утверждает: иной князь, Владимир, построил здесь языческое капище и приносил идолам жертвы. Поговаривают, что были средь них человеческие, и крови пролилось немало. Позже Владимир прозрел, принял православие, стал крестителем Руси. А на той же горе была построена первая каменная церковь – Десятинная. Впоследствии православные храмы нередко возводили на месте капищ, желая освятить и перекрыть «черные дыры». Но, видимо, эта дыра оказалась слишком глубокой... Десятинный храм возводили три раза. Три раза он пал. Первый раз в роковом ХIII веке. Во время нашествия хана Батыя киевляне пытались укрыться в каменном здании, но переполненная церковь вдруг рухнула, похоронив под собой сотни людей и приумножив количество жертв Старокиевской. Последний раз Десятинная была уничтожена советской властью в 30-х годах прошлого века. Сейчас поговаривают о ее восстановлении. Ну а пока... Местные веды отмечают там языческие праздники. Приверженцы теории существования «хороших» и «плохих» энергетических зон относят Старокиевскую, примкнувшую к ней Пейзажную аллею и яр к «темным» лидерам. И даже у западных мистиков усопшее капище на горе «откуда пошла земля русская» входит в туристический перечень – как одно из семи сильнейших мест на планете. Может, оттого и проблемы у русской земли? Стоит все же построить церковь.
Непорабощенные горы Веришь ты в ведьм, или нет, но факты – вещь непреложная. А оные свидетельствуют ярче легенд: киевские Лысые горы отторгают любые постройки и упрямо блюдут свою «лысину» в чистоте и пустоте. Так и происходит с поместившейся рядом со Старокиевской, возвышающейся над Андреевским спуском горой, известной как Замковая. Имя она получила в честь сооруженного на ней средневекового замка. Затем гора именовалась Флоровской, а на ее макушке стояла кладбищенская церковь одноименного монастыря. Но где теперь замок? Снесен трижды (при чем второй раз сгорел от удара молнии). Где церковь? Осталось одно кладбище с запущенными могилами и покосившимися крестами, выглядывающими из разросшихся диких кустов. Этот дизайн гора сочла приемлемым – все остальное сбросила со своих плеч. Как не уверовать, что, сменив по ходу столетий немало имен, гора не осталась верной самому первому. В древности она звалась Киевица. И стоит заглянуть в словарь Даля, чтобы узнать – это лишь один из синонимов слова «ведьма». И корень «киев» в нем прописался не зря, и не зря, видно, прописались в Киеве ведьмы. И хотя неизвестно, что было первым: курица или яйцо – ясно, что они лишь причина и следствие. А все остальное – тайна, укрытая мраком Вальпургиевой ночи. Есть тут и предание о шабашах волков и волчиц, проходивших на Замковой под покровительством рогатого бога Велеса. О литовском князе, истребившем зверей и построившем на месте их игрищ крепость, и киевлянах, повторяющих «Обречен замок. Проклят». Есть глупая городская байка о чародейках, сожженных на этой горе (ведьм в столице ведьм не жгли никогда!) Есть и правда, связанная с четвертым именем горки Клинец – в свое время гора была плахой, где рубили клинком буйные головы. Как бы там ни было, самая старая из киевских Лысых стоит и поныне рядом с горой, хранящей остатки града Владимира. А история Руси продолжает отсчет лысогорья... И следующая по старшинству – несомненно, Владимирская горка, прозванная также Михайловской горой и Чертовым Беремищем. До крещения на ней шумел Перунов гай и стоял идол – тот самый, которого князь Владимир повелел сбросить в Днепр. Якобы во время низвержения идолища сидевший в нем черт так орал, что и десятилетия спустя в гаю не утихали его крики и стоны. Безутешное чертово горе дало название местности. А утихомирить крикливого беса, оплакивающего древнего бога, смог только Михайловский монастырь и сам архангел Михаил. С чертом покровитель Киева разделался быстро. С ведьмами дело обстояло сложнее. И через пять веков – в XVII веке. Петр Розвадовский вспоминает сад под Михайловской горой как место «где ведьмы слетались». И в XIX ректор киевского университета Михаил Максимович говорил, что сад «считается сборным местом киевских ведьм». И проживавшая в Киеве в начале ХХ-го поэтесса Анна Ахматова напишет, мол, монастырь над обрывом стоит не случайно. Обрыв – «обиталище дьявола, а храм Св. Михаила Архангела – предводителя небесной рати – должен бороться с сатаной». Восемьсот лет спустя гора показала свой норов. Златоверхо-Михайловский был разрушен в одночасье с последней Десятинной. В годы Второй мировой войны на месте монастыря располагался концлагерь. И все же Михаил победил... И чтобы понять, что названный в его честь Булгаков недаром назвал Владимирскую горку «лучшим местом в мире» – доказательства, приводимые исследователями энергетических зон не нужны. Достаточно посидеть там час-другой. А очередное предание повествует... Сброшенный с Владимирской горки деревянный Перун проплыл по Днепру и вынырнул («видибав») на нынешних Выдубичах – аккурат возле четвертой и самой известной Лысой горы. Под этим именем ее без труда можно найти на карте современного Киева. Поблуждав в ее чащах, вы, хотя и с трудом, найдете на круглой поляне капище деревянных идолов – приемников выплывшего Перуна. А отправившись туда на первомайские праздники, сыщете немало фанатов выдубицкого лысогорья, убежденных: эта гора – самая главная, одна из трех в мире настоящих Лысых гор. Одна из трех или из тринадцати – знает только сама гора да град Киев. Но право на титул Лысой урочище исправно подтверждает не первый век. В XIX столетии там был построен Лысогорский форт (стоит ли уточнять, что от него мало осталось?) А на заре ХХ-го форт стал местом казней. Повешенные не имели право на захоронение – преступников хоронили без отпевания, могилы ровняли с землей. Гора приняла в себя более двухсот казненных, включая убийцу премьер-министра Петра Столыпина – Дмитрия Богрова. Засыпав его могилу, по ней прогнали роту солдат. И местная страшилка гласит: дух Богрова бродит по горе до сих пор и повторяет имя своей жертвы. Существует и историческая версия: кладбищем неприкаянных душ урочище стало давно – в годы все того же Батыя. Будто бы хан приказал замуровать в пещерах десятки людей, прячущихся от него в извилистых подземных лазах. К этому надо добавить реальный указ, предназначенный для офицеров Лысогорского форта: перед тем как солдат пойдет в ночной караул, старший чин обязан предупредить его, что всякие странные звуки – только ветер да крики птиц, и боятся их нечего.
Гора Маргариты Тем не менее еще в 1847 году, задолго до возникновения Лысогорского форта киевский губернатор Иван Фундуклей указывал совсем иные адреса Лысогорья. «Что касается знаменитой Лысой горы, о которой молва вместе с молвою о киевских ведьмах распространена по всем пределам России, – пишет он в «Обозрении города Киева», – то она находится на левой стороне Днепра в виду Киева и небольшим песчанистым возвышением простирается до сельца Выгуровщины. Впрочем, и на правой стороне Днепра, между возвышенностями, ведущими к Межигорью от Кирилловского, одно носило на себе название Лысой горы...». Речь идет о знаменитой Щекавице, или Олеговке, на которой в 912 году был похоронен воспетый Пушкиным «Вещий Олег», отмстивший «неразумным хазарам» и укушенный кладбищенской змеей. Не исключено, что фатальный змеиный укус, которым, по легенде, должна быть отмечена Главная гора, и наделил Щековицу титулом Лысой. Что же касается левобережной залысины – района Выгуровщина, омываемого днепровским заливом Черторыя – о ней разговор особый. Не один Фундуклей, большинство дореволюционных киевоведов считали, что именно эта «длинная светло-желтая песчаная полоса, поднявшаяся в горизонт несколько выше окружавшей ее местности» и есть самая-самая «главнейшая резиденция наших русских ведьм». И именно сюда, по мнению литературоведа Балонова, Булгаков отправил ведьму-Маргариту перед балом Сатаны. Описание мелового обрыва над рекой вполне совпадает с ландшафтом выгуровщинского лысогорья. Важно и то, что торжественный прием «светлой королеве Марго» устраивают не только ведьмы, но и русалки, которые, как писал еще Сементовский, «в быстрых и глубоких волнах Чарторыи, плещущих не в дальнем расстоянии от столицы ведьм, издревле завелись и обитают». Но дело даже не в этом, а в самой столице ведьм. В Киеве на правом берегу состоялось историческое крещение Руси в водах Днепра. И перед посещением черной антимессы Воланда Маргарита должна слетать в Вечный город, чтобы пройти обратный – левобережный лысогорский обряд «раскрещивания», или «черных крестин», искупавшись в той же реке. Правда, поклонники Выдубицкого урочища уверены, Маргарита купалась на их горе. И пускай речки там нет, зато есть озеро над Русалочьим яром, названное в честь хвостатых обитательниц... А помимо упомянутых выше шести Лысых гор за право на сие гордое звание претендуют немало киевских Лысок, Лысух и Лысочек. Крещатицкая гора, приютившая на нижних террасах овеянный страшными легендами Зеленый театр. Гора Уздыхальница, у подножья которой стоит дом-музей Михаила Булгакова. Кирилловская гора, в чьих пещерах обитал киевский Змий, побежденный Никитой Кожемякой. Девич-гора у устья реки Лыбеди. Гора с громадиной Родины-матери. Юрковица на Подоле. И загадочное место над Иорданским ручьем, расположенное где-то в направлении Вышгорода... Вот только киевский историк Анатолий Макаров считает, что ведьмы всея Руси никогда не слетались в Киев на шабаш. Но, начиная с XVII века, на определенных горах действительно собирались... знахарки, приходившие в Город из всех русских и украинских губерний. Поскольку, по понятным причинам, официального цеха у них быть не могло, бабы устраивали свои профсобрания нелегально, приурочивая их к сбору целебных растений. А пока травы сохли, дамы гуляли, ели, пили, пели, плясали (мужчин на такие сборы не звали). Традиция эта не прерывалась на протяжении трехсот лет. А отзвуки женских корпоративных вечеринок, доносящиеся с дивным постоянством то с одной, то с другой горы, не могли не породить легенду о киевских ведьмах. Быть может, это и правда. И все же я закончу опус словами Николая Васильевича Гоголя: «Вы, может, даже не поверите... нашелся сорвиголова, ведьмам не верит!» Источник: http://www.interesniy.kiev.ua, http://luzina.kiev.ua/ | |
Просмотров: 2370 | |
Всего комментариев: 0 | |